СЕРИЯ АРТ-ХАУС. ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРАМИ 1. Ларс фон Триер - скандалист и новатор, главный возмутитель спокойствия в современном европейском кинематографе, любимый режиссер директора Каннского кинофестиваля Жиля Жакоба, автор нашумевшего манифеста "Догма-95" и постановщик таких кинохитов как "Преступный элемент" и "Европа", "Королевство" и "Рассекая волны", "Идиоты" и "Танцующая в темноте", "Догвиль" и "Мандерлей". В данной книге, представляющей все этапы карьеры фон Триера, от ранних короткометражек до "Самого главного босса" (2006), собраны его беседы с видным шведским кинематографистом и кинокритиком Стигом Бьоркманом. 2. Дэвид Линч из редкой (особенно для американского кино) породы режиссеров - чистых визионеров. Он создает альтернативные миры, которые оказываются реальнее, чем сама реальность. Многие воспринимают его фильмы как мистические загадки. Но когда у Линча спрашивают, какой смысл он вкладывал в тот или иной эпизод, в ту или иную картину, режиссер отвечает: кинообразы нельзя пересказать словами, само кино - это и есть наиболее адекватный язык для снов и фантазмов. Его полнометражный дебют "Голова-ластик" - снимавшийся пять лет на чистом энтузиазме и в одночасье поменявший правила игры в американском независимом кинематографе - уже в полной мере демонстрирует неповторимый линчевский стиль. Далее последовали викторианская драма "Человек-слон", послужившая провозвестником жанра стимпанк и номинированная на восемь "Оскаров", крупнобюджетная экранизация фантастической эпопеи Фрэнка Герберта "Дюна", сюрреалистические триллеры "Синий бархат" и "Дикие сердцем" ("Золотая пальмовая ветвь" Каннского кинофестиваля), культовый телесериал "Твин Пикс", обманчиво незамысловатая "Простая история", головоломные "Шоссе в никуда", "Малхолланд Драйв" (Каннский приз за лучшую режиссуру) и "Внутренняя империя"... В цикле бесед, предлагаемом вашему вниманию, Линч рассказывает не только обо всех своих кинопроектах, но также о занятиях живописью, фотографией и музыкой, о съемках рекламных роликов для Майкла Джексона и Джорджо Армани, о своем комиксе "Самая злая собака в мире". 3. Терри Гиллиам - бескомпромиссный иконоборец современного кинематографа, каждым своим фильмом разрушающий мифы о том, что можно и чего нельзя в массовом кино. К нему в полной мере применимо определение, данное Станиславом Лемом Филипу Дику: "визионер среди шарлатанов" (и неслучайно множество нереализованных проектов Гиллиама включает экранизации произведений Дика). Его анимационные вставки придали неповторимую цельность знаменитому телесериалу комик-группы "Монти Пайтон", у него сыграли свои лучшие роли Джонни Депп ("Страх и ненависть в Лас-Вегасе"), Брэд Питт с Брюсом Уиллисом ("Двенадцать обезьян") и Джефф Бриджес ("Король-рыбак", "Страна приливов"), а его блокбастеры "Бразилия" и "Приключения Барона Мюнхгаузена" прославились эпическим размахом не только постановочных эффектов, но и последующих баталий со студийным начальством. Именно его Джоан Роулинг видела постановщиком фильмов о Гарри Поттере, именно ему Слава Полунин доверил сценографию своей недавней программы "Дьябло". В цикле бесед, предлагаемом вашему вниманию, Гиллиам рассказывает о том, как "пайтоны" искали Священный Грааль и смысл жизни, как "Бандиты времени" путешествовали от Наполеона к Агамемнону, как череда стихийных бедствий помешала Джонни Деппу стать "Человеком, который убил Дон Кихота", как роль Хита Леджера, уже игравшего у Гиллиама в "Братьях Гримм" и умершего на съемках "Воображариума доктора Парнаса", доиграли Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу и тем спасли постановку (фильм выходит в российский прокат в начале 2010 года). 4. Педро Альмодовар - самый знаменитый из испанских кинорежиссеров современности, культовая фигура, лауреат "Оскара" и каннской "Золотой ветви". Он из тех редких Постановщиков, кто, обновляя кинематографический язык, пользуется широкой зрительской любовью, свидетельством чему такие хиты, как "Женщины на грани нервного срыва", "Цветок моей тайны", "Живая плоть", "Все о моей матери", "Дурное воспитание", "Возвращение" и др. Смешивая все мыслимые жанры и полупародийный китч, Альмодовар густо приправляет свое фирменное варево беззастенчивым мелодраматизмом. Он признанный мастер женских образов: страдания своих героинь он разделяет, их хитростями восхищается, окружающие их предметы возводит в фетиш. Эта книга не просто сборник интервью, а цикл бесед, которые Альмодовар на протяжении нескольких лет вел с видным французским кинокритиком Фредериком Строссом. 5. Интервью, представленные в данном сборнике, охватывают все творчество одного из самых культовых кинорежиссеров наших дней, постановщика таких кинохитов как "Вне закона" с Томом Уэйтсом и "Мертвец" с Джонни Деппом, "Ночь на Земле" и "Пес-призрак: Путь самурая", "Сломанные цветы" и "Кофе и сигареты". 6. Он ворвался в кинематограф 90-х годов неожиданно, словно вынырнув из-под прилавка видеопроката, и первыми же киноработами сумел переписать стандартную формулу голливудского успеха. Он — эмблема поколения режиссеров, не снимающих, а скорее стреляющих при помощи кинокамер, которые призваны заменить пистолеты. Иронически пересмотрев мифологию криминального жанра, он оригинально соединил в своих фильмах традиции независимого и мейнстримового кино. Он ввел моду на крутой, отвязный, брутальный стиль самовыражения, который стремительно и неизбежно перекочевал с экрана в реальную жизнь. Он обзавелся последователями, подражателями, фанатами и биографами, домом на Голливудских Холмах и заслуженной репутацией культовой фигуры современности, находящейся на острие стилистических дискуссий и моральных споров. Он — Квентин Тарантино. Книгой его интервью — таких же парадоксальных, провокационных, эпатажных, как его фильмы, — издательство «Азбука-классика» открывает серию «Арт-хаус», посвященную культовым персонам современного искусства. 7. Тим Бертон заслуженно считается иконой готической субкультуры и главным выдумщиком мирового кино. Изобретенных им незабываемых образов, уморительных, немыслимых и жутких, с лихвой хватило бы на дюжину режиссеров: хулиганская нечисть в "Битлджусе" (1988), перекошенная маска Джокера в "Бэтмене" (1989), несчастный "Эдвард Руки-ножницы" (1990), хихикающие инопланетяне, вырвавшие сердце у президента США, в "Марс атакует!" (1996), кровоточащее дерево в "Сонной Лощине" (1999), наконец, "Труп невесты" (2005) во всем его кладбищенском великолепии. На Венецианском кинофестивале 2006 года Бертон был удостоен почетного "Золотого льва" - "за вклад в киноискусство". Настоящий сборник представляет собой перевод самого свежего, третьего издания книги бесед Тима Бертона с его старым другом Марком Солсбери, бывшим редактором лондонского журнала "Empire" и автором ряда популярных киноведческих книг (например, "Под маской: Секреты голливудских изготовителей чудовищ"). Сборник предваряется двумя предисловиями Джонни Деппа - еще одного старого друга, именно от Бертона получившего "звездный билет", и только что блеснувшего в шестой их совместной работе, киноверсии мюзикла "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" (2007). "Он художник, гений, чудак, безумец, блестящий, храбрый, смешной до истерики, преданный, не признающий традиций, настоящий друг. Я в огромном долгу перед ним… Я никогда не встречал человека столь явно не от мира сего и при этом находящегося на своем месте. Единственно ему принадлежащем месте. Опыт съемок под руководством Тима - бесценный дар. Я ощущал себя так, словно мой мозг и мозг режиссера соединены раскаленным проводом, от которого в любую минуту могут посыпаться искры. Для меня работа с Тимом подобна возвращению домой. Дом этот построен на риске, но таком, который дает покой. Глубокий покой". Джонни Депп. 8. Братья Коэн - пожалуй, наиболее самобытные американские кинематографисты современности, со своим неповторимым почерком и характерными многослойными заимствованиями из сокровищницы массовой культуры. Их принято называть "режиссером о двух головах" - ведь ни для кого не секрет, что, как бы ни распределялись обязанности режиссера, сценариста и продюсера в титрах, творят братья все равно вместе, и за столом, и на съемочной площадке. После дебютного фильма "Просто кровь" их провозгласили главной надеждой независимого кинематографа, после неожиданного прокатного успеха эксцентричной комедии "Воспитывая Аризону" к ним на поклон явился Голливуд; их "Перекресток Миллера" навсегда перекроил правила игры в жанре гангстерского кино, "Бартон Финк" получил три каннские "Пальмовые ветви", "Фарго" - два "Оскара", "Старикам тут не место" - четыре, а "Большой Лебовски" стал одним из самых культовых фильмов последних двадцати лет. Интервью, собранные в предлагаемой вашему вниманию книге, охватывают творчество прославленных братьев в полном объеме - с начала 1980-х годов, когда Джоэл Коэн работал помощником монтажера на "Зловещих мертвецах" Сэма Рэйми, а Итан защищал диплом "Два взгляда на позднюю философию Витгенштейна", до осени 2008 года, когда Венецианский кинофестиваль открылся шпионской трагикомедией Коэнов "После прочтения сжечь". 9. В данной книге, представляющей все этапы карьеры Алена, от выступлений в кабаре 60-х с комическими номерами до выходящего на экраны в сентябре 2008 г. фильма "Викки, Кристина, Барселона" со Скарлетт Йохансон, Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом в главных ролях, собраны его беседы с видным шведским кинематографистом и кинокритиком Стигом Бьоркманом. #арт_хаус

Теги других блогов: кинематограф интервью режиссеры